Резолюция Всероссийского мусульманского съезда
(1-11 мая 1917 г.)

Форма государственного управления

Резолюция М. А. Разсул-Заде, принятая съездом.
Большинство 446 против 271.

а) Всероссийский Мусульманский Съезд, обсудив вопрос о форме государственного управления России, постановил: признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориально-федеративных началах; причем национальности, не имеющие определенной территории, пользуются национально-культурной автономией.
б) Для регулирования общих духовно-культурных вопросов мусульманских народностей России и солидарных их выступлений, учреждается центральный общемусульманский орган для всей России с законодательными функциями в этой области.
Форма, состав и функции этого органа определяются первым учредительным съездом представителей всех автономных единиц.

Резолюция Ахмеда Цаликова.
Меньшинство съезда 271—490.

Принимая во внимание, что:
1. Организация Российского государства на территориально-федеративных началах затруднит разрешение аграрного вопроса, так как будет тормозить создание общегосударственного земельного фонда, который мог бы служить источником наделения землей и мусульман-крестьян.
Земельный фонд на окраинах может быть использован в целях колонизации, но должна быть уничтожена колонизационная политика, устраивавшая русских колонистов за счет туземцев. Излишки земли на окраинах, оказавшиеся после земельного обеспечения туземцев, должны послужить фондом для родственных местному населению мусульманских крестьяне – их ближайших соседей.
Такое решение аграрного вопроса возможно только в общегосударственном масштабе.
2. Рабочие-мусульмане в так называемых мусульманских штатах не в состоянии будут пользоваться благами общероссийского социального законодательства, которое при территориально-федеративном принципе будет различно в разных штатах. Это поведет к тому, что в отсталых восточных штатах рабочие в силу своей незрелости и дезорганизованности окажутся в самых отвратительных условиях эксплуатации и угнетения. Им придется пройти тяжелый путь борьбы, прежде чем областной штат законодательным образом нормирует 8-ми часовой рабочий день, страхование на случай безработицы, увечья, старости и т. д.
3. Территориальный федерализм ведет к полной децентрализации духовной организации мусульман. Каждый штат, естественно, будет стремиться замкнуться в своей собственной духовной организации и с трудом будет переносить надзор и контроль центрального органа, стремясь от него освободиться. Создадутся особые центры духовно-религиозной жизни. Не говоря о том, что это затормозит объединение суннитов и шиитов, на почве областной обособленности могут появиться разные ереси и заблуждения.
4. Территориальный федерализм затруднит в Туркестане и на Кавказе разрешение женского вопроса, так как законодательство будет находиться в руках мужчин, привыкших смотреть на женщину, как на рабу.
5. Территориальный федерализм не разрешить национального вопроса. Вместо одного он создаст их столько, сколько будет штатов. При осуществлении этого принципа мусульмане России должны потерять сотни тысяч своих соплеменников, которые окажутся в русских штатах и будут там подвержены русификации.
6. Территориальный федерализм раздробит политически силы мусульман в России и культурно разобщить отдельные ветви мусульманского населения. Политически это раздробление выразится в том, что вместо одного национально-политического центра в общероссийском парламенте создастся на окраинах ряд центров, которые будут вести каждый свою собственную политику и возможно дезорганизуют общий центр. Культурное разобщение выразится во всеобщем отчуждении друг от друга различных тюркских ветвей и тюрков с не тюрками.
Выполнить при таких условиях исторические задачи свободного российского мусульманства в жизни мусульманского востока:
1) Возрождение великой культуры Азии и 2) Политическое освобождение народов Ислама от гнета европейской буржуазии — будет затруднено...
7. Территориальный федерализм на восточных окраинах окажется в интересах только господствующих там классов: ханов, беков, баев, а также представителей городской буржуазии, и реакционной части духовенства, которые, пользуясь некультурностью и неподготовленностью масс народа к широкому пользованию свободой, захватят власть в свои руки и будут на новых основаниях продолжать прежнюю эксплуатацию и порабощение народа.
Всероссийский мусульманский съезд считает, что реорганизация российского государства на территориально-федеративных началах не соответствует интересам широких слоев мусульманского населения не только центральных губерний России, но и широких слоев мусульманского населения на окраинах.
В то же время Съезд находить необходимым чтобы естественные и этнографические особенности восточных окраин России были бы приняты во внимание и были созданы широкие областные самоуправления для Кавказа, Туркестана, Степных областей и Сибири, в круг ведений которых должны войти вопросы местного характера.
Разрешение национального вопроса должно быть проведено в форме национально-культурной автономии мусульман с созданием центрального органа мусульманского национально-культурного парламента, избранного на основах всеобщего, прямого, равного и тайного избирательная права, Съезд выносит резолюцию:
1. Россия должна представлять демократическую, децентрализованную парламентарную республику с широким областным самоуправлением Кавказа, Туркестана, Степных областей и Сибири.
2. Культурно-национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны, как публично-правовой институт.

// Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в Москве 1-11 мая 1917 г. / Всероссийский мусульманский съезд (1; 1917; Москва). – Пг.: Б. и., 1917. - С. 6-9.